Реклама. Рекламодатель ООО «Алькор и Ко». www.letu.ru erid: 2VSb5wxq49P

Осознание того, что коже нужна защита не только от ожогов, пришло лишь спустя несколько десятилетий после того, как загар стал модным. Вспомним, как развивалась «солнцезащитная» бьюти-индустрия, и вместе с экспертом разберёмся, чем современные SPF-средства отличаются от своих предшественников и какой должна быть действительно надёжная защита.

На этой странице

Первые солнцезащитные кремы быстро смывались с кожи и не всегда были эффективны. О водостойкости, сочетании фильтров разных типов, защите кожи от повреждения их разработчики не задумывались. А многие курортники долгое время и вовсе считали такую косметику баловством и лишней тратой денег. Если кожа не сгорает, а загар ложится ровно — зачем её нужно чем-то мазать?

Хотя сильно загорать сегодня не в моде, многие всё ещё любят лёгкий оттенок загара. Но всё больше людей осознанно относятся к защите кожи. Почему это важно? Любое потемнение кожи — это в первую очередь реакция на повреждение ультрафиолетом. Загар — это защитная реакция, а не показатель здоровья.

От масел для загара до кремов с SPF

В 1920-х годах загорелая кожа вошла в моду. Предшественниками солнцезащитных кремов стали масла для загара. От ультрафиолета они не защищали — такие средства нужны были для того, чтобы загар «приставал» быстрее и ложился ровнее.

Модельер Жан Пату выпустил в 1928 году масло Huile de Chaldée. Оно стало настолько популярным, что впоследствии появились и духи Chaldee, напоминавшие о летнем отдыхе у моря. Коко Шанель, с лёгкой руки которой загар стал трендом в Европе, решила не отставать от своего конкурента. В 1932 году под брендом Chanel вышло масло для загара L’Huile Tan. Позволить себе эти средства могли только достаточно обеспеченные люди. К тому же они, в отличие от современных масел для загара, не решали главной, как казалось в те годы проблемы, — не защищали кожу, особенно светлую, от солнечных ожогов. Идеей создать средства, с которыми можно было бы загорать и не обгорать, загорелись медики, фармацевты и химики. Причем сразу на нескольких континентах.

И капелька парфюма

В 1910-х немецкий врач Пауль Унна создал солнцезащитный крем на основе экстракта каштана, однако особого успеха у средства не было. Пионером индустрии солнцезащитных средств считается австралийский химик Милтон Одли Блейк. В конце 1920-х годов молодой выпускник университета вместе с друзьями вдохновился немецкими научными публикациями — в них упоминалось органическое вещество, которое может фильтровать ультрафиолетовый свет.

В результате экспериментов была создана формула, позволяющую включить фенилсалицилат (антисептик, обладающий также солнцезащитными свойствами) в состав крема для кожи. А чтобы перебить неприятный запах этого ингредиента, в состав добавили французские духи, название которых история не сохранила. По современной шкале SPF средства был равен двум, но всё равно это было прорывом.

Друзья организовали своё маленькое производство. Вскоре Милтон, который начал подписываться как HA Milton, основал компанию Hamilton Laboratories. В 1932 году в продаже появился крем Hamilton’s Sunburn Vanishing. Солнцезащитные средства под этой маркой выпускаются в Австралии и сегодня.

5 способов быстро восстановить кожу после солнечного дня

Читать
5 способов быстро восстановить кожу после солнечного дня

Европа и США не отстают

Аналогичными экспериментами в те годы занимались учёные и из других стран. Так  немецкая компания Drugofa в 1933 году выпустила крем от солнца Delial, который приобрел  популярность. В 1936 году появилось средство Ambre Solaire, созданное основателем компании L’Oreal, французским химиком Эженом Шуэллером.

В 1946 году швейцарских химик Франц Грейтер создал Gletscher Crème («Ледниковый крем») — идея солнцезащитного средства возникла у него после того, как он сильно обгорел на отдыхе в горах. В работе ему помогала жена, которая была косметологом. Так появилась линейка Piz Buin, ставшая в Европе не менее знаменитой, чем  Hamilton’s в Австралии. При этом первый крем, созданный учёным, тоже имел SPF 2 — ничтожный по современным меркам.

Свой вклад в создание солнцезащитной косметики внес и американский фармацевт Бенджамин Грин. Во время Второй мировой войны он служил лётчиком. Кабины самолётов были открытыми, и пилоты постоянно обгорали на солнце. Для защиты от солнца они использовали красный ветеринарный вазелин — Red Vet Pet. Средство использовалось ветеринарами для лечения ожогов и порезов у животных. Он немного защищал от солнца, как выяснили впоследствии исследователи, у него также был SPF 2. Главный минус средства был в его маслянистости и жирности, а кожа после его нанесения становилась липкой.

После войны Грин усовершенствовал формулу, смешав Red Vet Pet с маслами кокоса и  какао. Впоследствии он продолжил эксперименты и добавил другие ингредиенты. Так в итоге появился крем для загара Coppertone — солнцезащитные средства под этой маркой успешно продаются до сих пор.

В современном уходе средства с SPF — это не опция, а обязательная часть программы антивозрастной профилактики. Никогда не забывайте про них, даже в облачную погоду.  SPF 30–50 — этого достаточно для города и для пляжа. Надпись Broad Spectrum (широкий спектр защиты) или подобная говорит о том, что крем блокирует и UVA-, и UVB-лучи. Также хорошо, если в составе есть и минеральные (оксид цинка, диоксид титана), и химические фильтры (например, тиносорб).

Фильтры решают всё

В 1950-х годах на рынке наконец появились солнцезащитные средства с SPF выше 10. В 1950-е и 1960-е учёные продолжали экспериментировать. Для защиты от солнца в косметические средства пытались добавлять самые разные ингредиенты, от растительных масел до буры. Но, как оказывалось на практике, высокой защиты они не давали.

В 1970-х годах химики решили остановиться на физических фильтрах — оксиде цинка и диоксиде титана. Они, как показали исследования, действительно отражали солнечные лучи. В те же годы появились водостойкие санскрины и научные работы, в которых изучалось влияние на кожу UVB и UVA-лучей. Впоследствии к физическим фильтрам добавились химические, не отражающие, а поглощающие солнечные лучи. Однако до появления в 1980-х авонбензона, ставшего первым фильтром, доказано защищающим от излучения А-типа, степень защиты от лучей этого спектра была весьма условной.

Ультрафиолет запускает цепочку воспалительных процессов, истончает дерму, повреждает коллаген и приводит к пигментации. При длительном или регулярном загаре без защиты кожа теряет эластичность, нарушается её иммунитет, а воспаления становятся хроническими. UVA-лучи проникают глубже, разрушая каркас кожи. Это главный фактор фотостарения. UVB-лучи более агрессивны к верхним слоям кожи, вызывают ожоги и повреждают ДНК клеток, что напрямую связано с риском рака.

Подсолнечное масло и другие хитрости родом из СССР

В СССР солнцезащитные кремы появились в 1920-х годах. Однако их главный ингредиент — парааминобензойная кислота (ПАБК) сильно раздражал кожу. Поэтому средства особой популярности не получили и быстро исчезли из продажи. Кроме того, в те годы советская промышленность ударными темпами выпускала мыло, прививая гражданам любовь к гигиене. Остальная косметика были вторичной.

Массово объяснять, что кожу нужно защищать во время загара с помощью специальной косметики, в СССР особо тоже никто не пытался. При этом в стране ещё с дореволюционных времен выпускался крем для лица «Метаморфоза» с оксидом цинка. Он рекламировался как средство «для уничтожения веснушек и загара». Причём первая проблема волновала женщин гораздо больше. За отбеливание отвечал другой компонент, соединение ртути под названием ртутный преципитат, блокирующий образование меланина. Этот компонент, впоследствии признанный ВОЗ опасным, можно было найти и в других отбеливающих кремах советского производства.

Солнцезащитные кремы в СССР особой популярностью не пользовались. Некоторые, чтобы сэкономить, делали их сами, смешивая купленные в аптеке цинковую мазь и антисептик салол (эфир салициловой кислоты). Средство использовали для лица женщины, которые не хотели, чтобы оно загорало или покрывалось веснушками. Для тела же в ход шло подсолнечное масло. Считалось, что оно не только делает загар более ровным, но и защищает от ожогов (что на самом деле не так). Ну а те, кто обгорал, обмазывались сметаной или кефиром.

Новый век, новые требования

В 1978 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration) впервые обратило внимание на то, что избыточное воздействие солнца может приводить к преждевременному старению и раку кожи. Дерматологи начали всё чаще говорить о важности защиты от ультрафиолета.

Считается, что понятие SPF, Sun Protection Factor, ввел в 1960-х создатель «Ледникового крема» Франц Грейтер. Однако современная шкала появилась лишь в 1980-х. В 1990-х и 2000-х годах особое внимание начало уделяться защите от UVA-излучения, а также разработке химических фильтров нового поколения. Проблема авонбензона, октиноксата, гомосалата и других фильтров была в том, что они, особенно в большой концентрации, нередко вызывали аллергические реакции или раздражение кожи, а их эффективность под воздействием солнца оставляла желать лучшего.

Одновременно «вырос» SPF. Если в начале XXI века наибольшей популярностью пользовались санскрины с SPF порядка 10, то уже в 2010-х их вытеснили средства с фактором защиты 30 и выше.

Tinosorb, Uvinul и другие химические фильтры нового поколения фотостабильны, не разрушаются на солнце, обладают широким спектром защиты, значительно реже, чем их предшественники, вызывают нежелательные реакции кожи — комедоны, раздражения и аллергии. В современных санскринах чаще используются несколько солнцезащитных компонентов, а химические фильтры комбинируются с физическими — для максимальной защиты.

Чтобы выбрать подходящий именно вам санскрин, для начала внимательно прочитайте состав продукта, чтобы убедиться в отсутствии потенциальных аллергенов. Перед использованием нового средства рекомендуется провести тест на небольшой области кожи, чтобы исключить возможные негативные реакции. Водостойкость важна, если вы купаетесь или сильно потеете. Что касается текстуры, то выбирайте удобную: спрей, крем, стик. Помните, что выбор санскрина — дело индивидуальное, нужно учитывать особенности кожи. Даже если средство имеет маркировку «для чувствительной кожи», оно может не подойти лично вам.

Фото: Unsplash, коллаж