Как менялась мода на загар: от белоснежной кожи до танорексии

Реклама. Рекламодатель ООО «Алькор и Ко». www.letu.ru erid: 2VSb5x7MK3e

Рассказываем, как менялись стандарты красоты, почему загорелая кожа долгие века была не в тренде, когда всё неожиданно изменилось и какую роль в этом сыграла Коко Шанель. А заодно вместе с экспертом выясняем, как загорать и при этом не стать жертвой моды — в прямом смысле этого слова.

На этой странице

Мода на загар действительно менялась от эпохи к эпохе и напрямую зависела как от культурных, так и от территориальных факторов. Так, в XIX веке в европейских странах в моде была бледная, «аристократическая» кожа, которая ассоциировалась с высоким социальным положением и отсутствием физического труда. А вот с приходом XX века многое изменилось.

Светлая кожа — это для богатых

Эдуард Мане, «На пляже», 1873 год

Защищать кожу от солнца люди начали еще в древности. Женщины многих стран на протяжении веков старались сохранить максимально светлый цвет лица. В Древнем Египте для придания коже более бледного оттенка использовали глиняную пудру и перетёртый жемчуг. В Японии и Китае в ходу была рисовая пудра, а богатые женщины никогда не выходили на улицу без зонтика — этому правило впоследствии стали следовать в Старом и Новом Свете. В Европе в эпоху Возрождения и Средневековья дамы рисковали здоровьем, используя для осветления кожи не только безопасные компоненты вроде яичного белка или лимонного сока, но и свинцовые белила, мази и лосьоны с мышьяком и ртутью.

Много веков загар был признаком бедности, принадлежности к низшим сословиям. Это крестьяне могли целыми днями трудиться в поле или работать на улице — аристократы тщательно заботились о белизне кожи. При этом во многих странах считалось, что кожа у женщины должна быть бледнее, чем у мужчины — это лишний раз подчеркивало её женственность. Так продолжалось до ХХ века.

Спасибо Шанель и учёным

Кадр из фильма «Коко до Шанель», 2009 год

В конце ХIХ века появился ряд исследований, доказывавших благотворное влияние солнечного света на здоровье человека — в годы массовой борьбы с туберкулёзом, рахитом и подобными заболеваниями они были более чем актуальны. В моду входят светотерапия, солнечные ванны, спорт на свежем воздухе, отдых на курортах. А где море и пляж — там и загар.

Постепенно на фоне индустриализации и массового перетока населения в города благородная бледность перестала быть отличительной чертой богатого сословия. Если ты целый день работаешь на фабрике или трудишься от зари до зари клерком в какой-нибудь конторе — ты не видишь солнца и выглядишь нездорово бледным. А если можешь себе позволить отпуск, отдых, поездки на морские курорты — то жизнь удалась, а лёгкий золотистый оттенок кожи станет лучшим подтверждением твоего статуса.

В США в 1920-х годах появляются специальные домики для загара. А в Европе моду на загорелую кожу, как считают историки моды, вводит Габриэль Шанель. Рассказывали, что в начале 1920-х годов она случайно обгорела в Каннах во время отдыха на яхте и вернулась в Париж «неприлично загоревшей».

«Золотистый загар — показатель шика!» — заявила Шанель журналистке одного из известных модных журналов. Так как к тому времени дизайнер уже была законодательницей трендов, то женщины тут же последовали её примеру. Вскоре загар стал таким же модным «аксессуаром», как жемчужное ожерелье и другие хиты, введённые в обиход Шанель.

В 1946 году французский инженер и дизайнер Луи Реар изобрёл раздельный купальник бикини, открывающий пупок — стимулов загорать у женщин стало больше. Популяризации загара поспособствовал и кинематограф, прежде всего голливудский: сочетание белоснежной улыбки, загорелой кожи и подтянутого спортивного тела быстро стало символом красоты и здоровья.

В ХХ веке в Европе загар стал символом роскошной жизни: отпуск, яхты, море. Шанель появилась с загаром после отдыха, и этот образ быстро стал трендом. В то же время в азиатских странах традиционно сохранялся культ белой кожи как признака высокого статуса. Загар там, наоборот, ассоциировался с физическим трудом на открытом солнце, например, на рисовых полях. Это влияние сохраняется до сих пор.

Загар натуральный vs искусственный

Урсула Андресс в фильме «Доктор Ноу», 1962 год

В 1960-1970-е годы в Европе и Америке воцарился культ загара. Образы девушек в бикини и мускулистых виндсёрферов не сходили со страниц модных журналов. Загорелой стала даже кукла Барби.

А что делать тем, у кого нет денег или времени на отпуск на курорте? Для них придумали искусственный загар.

Медики с начала ХХ века использовали кварцевые лампы с UVC-излучением (например, при лечении кожных заболеваний, волчанки, а также рахита у детей). В медицине пытались использовать и лампы с UVA/UVB-лучами, но главная проблема оказывалась в том, что последние присутствовали в избытке и быстро вызывали ожоги кожи. Эра искусственного загара началась, когда немецкий инженер и учёный Фридрих Вольф в 1970-х годах разработал свою первую трубчатую УФ-лампу. Изначально он планировал использовать разработку в медицине — его интересовали темы лечения нервных расстройств, восстановления спортсменов и укрепления иммунитета с помощью «искусственного солнца». Сконструированное им для этого «устройство для загара», позже получившее название солярий, было максимально простым: скамья для сауны, над ней люминисцентные трубки и отражатели из алюминиевой фольги, отделённые оконным стеклом.

Во время своих экспериментов Вольф обнаружил неожиданный «побочный» эффект — кожа участников исследований становилась загорелой. Предприимчивый немец смекнул, что открыл золотую жилу. Вскоре он вместе с братом создал компанию по производству ультрафиолетовых ламп и превратил медицинский солярий в косметический, а заодно оформил порядка 15 патентов на свои устройства по всему миру.

Что касается автозагаров, то они появились ещё раньше. И тоже в результате случайного открытия. В 1920-х годах ученые проводили исследования подсластителей для диабетиков. Их интерес вызвал, в том числе, углевод дигидроксиацетон (DHA), который обычно получают из сахарного тростника или сахарной свеклы. В процессе исследований у него тоже обнаружилась побочка. Вещество вступало в реакцию со слюной и окрашивало кожу.

Впоследствии этим заинтересовались разработчики косметических средств — и в 1950-х на рынке появились первые кремы-автозагары. Правда, они ложились пятнами и делали кожу неестественно жёлтой. А еще придавали ей неприятный запах, ставший следствием реакции белков кожи и DHA. Чтобы такой искусственный загар был практически неотличим от натурального, косметическим химикам пришлось стараться около полувека. До того, как появились современные автозагары, которые придают коже естественный равномерный оттенок и приятно пахнут, более действенным считался «чайный загар». Женщины протирали кожу крепко заваренным чаем — и она приобретала едва заметный смуглый оттенок. Он держался до первых водных процедур.

Стандарты красоты в СССР: от девушек с веслом до «интердевочек»

Читать
Стандарты красоты в СССР: от девушек с веслом до «интердевочек»

Бронзовое десятилетие

Кадр из сериала «Спасатели малибу», 1989 год

Помешательство на загаре достигло своего пика в 1990-х. Многие часами жарились на пляже — хотя кожа уже была практически шоколадной. Некоторые девушки ходили в солярий ежедневно. Для тех, кому надо было загореть быстро, придумали кабинки моментального загара, в которых на кожу из форсунок распылялся автозагар.

Мода на загар не обошла и знаменитостей — до неестественного оттенка кожи в свое время бронзовели Донателла Версаче, Пэрис Хилтон, Джорджио Армани, Кристина Агилера и даже такая убеждённая зожница как Виктория Бекхэм.

Психологи и социологи начали изучать феномен «таннеров» (от английского tan — «загар»)  — людей, увлекающихся загаром. А в медицинской литературе стал встречаться термин «танорексия», которым начали обозначать патологическое увлечение им. Причём психологи замечали, что отказ от загара вызывает у зависимых людей такую же ломку, как и отказ от спиртного — у алкоголиков. Механизм возникновения этой зависимости пока до конца так и не объяснён. Есть версия, что в организме под воздействием ультрафилетовых лучей синтезируются эндорфины, а в мозге высвобождается нейромедиатор дофамин, который называют «гормоном радости» и одновременно усиливается кровоток в той области, которая отвечает за формирование зависимости. Кроме того, постоянно загорающие люди привыкают к очень смуглому оттенку кожи — считают, что бледность им не идёт. При этом их не смущают пигментные пятна, преждевременные морщины, сухость кожи и другие последствия чрезмерного увлечения загаром.

Ультрафиолет — один из ключевых факторов, ускоряющих старение кожи. Он запускает процессы, приводящие к образованию морщин, пигментных пятен, сосудистой сетки, а также может обострять акне и увеличивать риск развития кожных заболеваний, включая рак.

Опасные последствия

Предположения, что ультрафиолетовые лучи могут нести вред, звучали ещё в конце XIX века. Однако массово изучать эту тему учёные начали лишь в конце второй половины ХХ-го. В середине 1980-х появился термин «фотостарение». А в 1990-х на фоне резкого увеличения количества случаев рака кожи учёные начали бить тревогу. В 1999 году Всемирная Организация Здравоохранения опубликовала исследование, где говорилось о взаимосвязи рака кожи и загара при отсутствии защиты от солнца. Впоследствии Международное агентство по изучению рака включило загар в солярии в первую категорию канцерогенных факторов — хотя еще в начале 1990-х считалось, что он лишь потенциально может спровоцировать развитие меланомы.

К концу 2000-х бум на загар стал сходить на нет. Одним из главных трендов ХХI века стало осознанное отношение к своему здоровью. На волне увлечения ЗОЖ многие вчерашние завсегдатаи соляриев начали фанатично пользоваться кремами с SPF50+ в ежедневном режиме, носить SPF-одежду и перестали загорать даже на отдыхе. Тем же, кто не хочет отказываться от загара, медики советуют не забывать защищать кожу и помнить о чувстве меры — последнее особенно пригодится, если мода на загар вернётся.

К 1980-м годам начали активно появляться научные исследования, подтверждающие связь между чрезмерной инсоляцией и повышенным риском развития меланомы. Особенно это проявлялось у любителей соляриев и активного загара. И во многом изменило общественное восприятие загара. Сегодня в моде здоровье. Большинство дерматологов придерживаются мнения, что загорать вредно, и не рекомендуют стремиться к интенсивному загару. Тем не менее, красивый, здоровый оттенок кожи остается эстетически привлекательным для многих. Поэтому главное подходить к вопросу разумно: если загорать, то с умом, с использованием солнцезащитных средств и не в ущерб здоровью.

В обложке использовался ИИ (envato labs)

 

Теги:
Еще по теме
Ссылка скопирована