История теней для век: сурьма в Древнем Риме, мелки в СССР и призматики в XXI веке

Что общего между подводкой, которую использовала Клеопатра, и палетками теней, продающимися в современным магазинах или теми, которыми пользуются профессиональные визажисты? Вместе с экспертом погружаемся в историю популярного средства для макияжа.
Вопрос, как подчеркнуть глаза и сделать их более выразительными, интересовал прекрасную половину человечества с незапамятных времен. И по сути современные тени отличаются от тех средств, которыми пользовались женщин ещё тысячи лет назад, лишь более продвинутыми формулами, расширенной цветовой палитрой и различными фишками вроде сатиновой текстуры, дуохромного эффекта, шиммеров или глиттеров.
Для красоты глаз и от сглаза
Основа любых теней для век — это цветные пигменты, синтетические или натуральные. Если первые — результат трудов косметических химиков и технологов, то вторые получают из перемолотых в мельчайшую пудру минералов или растений. И этот способ был прекрасно известен в древние времена.
Как выяснили археологи, пигменты, напоминающие тени для век, были в ходу ещё 10 тысяч лет до нашей эры в Древней Мессопотамии. Причем ими пользовались и женщины, и мужчины. В Древнем Египте перемалывали в мелкую пудру минералы, руду и металлы, чтобы потом наносить пигмент на веки. Так, лазурит давал синие оттенки, малахит — зеленые, галенит — чёрные, сурьма — серые, гематит — красноватые, лимонит — жёлтые и коричневые. Измельчённые порошки смешивали, чтобы добиться нужного оттенка.
Стойкостью древние тени не отличались, поэтому их обычно наносили не на всё веко, а как подводку. Так, Клеопатра ярко подводила глаза сурьмой. Некоторые учёные считают, что макияж глаз в то время имел ещё и практическое предназначение — подводка защищала веки от воспаления и раздражения, которые часто возникали из-за жаркого климата и ветра с песком из пустыни. Также бытовало мнение, что если накрасить глаза — это защитит от сглаза и злых духов.
Спасибо кинематографу и театру
В Средние века яркий макияж был на долгое время забыт. Помады, румяна и тени, в общем грим, стали привилегией актрис, певиц и женщин лёгкого поведения. Аристократки пользовались косметикой, но их больше интересовал цвет лица. Возвращению декоративной косметики в массы Старый и Новый свет обязаны братьям Люмьер, придумавшим синематограф, а ещё — русскому меценату и антрепренёру Сергею Дягилеву.
Гастроли артистов балета, получившие название «Русские сезоны», произвели большое впечатление на двух самых влиятельных в те годы в мире красоты женщин — основательниц будущих косметических империй Элизабет Арден и Елену Рубинштейн. В середине 1910-х Арден выпустила свою линейку декоративной косметики, в которой были, в том числе, и тени. Примерно тогда же свою косметику для голливудских актрис создал и Макс Фактор.
От смоки до глиттеров и перламутра на максималках

Грета Гарбо в фильме «Какой ты меня желаешь», 1932 г.
В 1920-е в моде были черные и серые тени, как у актрис немого кино. Именно в это десятилетие родился и такой тренд, как смоки-айз. Хотя на самом деле макияж подбирался на основе серого тона того или иного цвета с учётом особенностей киноплёнки. Поэтому в реальности тени у актрисы вполне могли быть синими, коричневыми или зелёными. Но зрительницы этого не знали — и предпочитали чёрно-серую гамму, которая к тому же очень элегантно выглядела и придавала взгляду загадочную томность.
Цветные тени стали постепенно входить в обиход в 1930-х годах. А после Второй мировой войны в косметике начали использовать перламутр — так началась эпоха перламутровых текстур. Но по-настоящему незаменимым предметом в косметичке тени дня век стали в 1960-е. Оттенки начали делить на дневные (светлые, пастельные) и вечерние (тёмные и яркие), однако самые смелые модницы могли и днём щеголять с фиолетовыми, коричневыми или тёмно-синими тенями на веках. Последние стали мегапопулярны после выхода в 1963 году фильма «Клеопатра» с Элизабет Тейлор. Косметические фирмы также выпускали инструкции для женщин, как и куда какой цвет наносить.

Элизабет Тейлор в фильме «Клеопатра», 1963 г.
Популярности теней способствовала и супермодель Лесли Хорнби, ставшая известной всему миру под именем Твигги. Тёмно-серые, перламутровые голубые или белые тени на веках благодаря ей стали таким же бьюти-хитом, как и густой слой туши на ресницах, превращавший их в «паучьи лапки».
В 1970-е главным хитом становятся голубые тени для век. В 1980-е в моду входит яркий разноцветный макияж в стиле диско. В 1990-е на пике популярности вновь оказались тёмные оттенки — серые, чёрные, кофейные оттенки. В моду возвращается смоки-айз. В конце десятилетия также появляются тени с глиттером — их активно начинают использовать те девушки, кому не нравится мрачный мейк в стиле гранжа и готики.
2000-е стали эпохой «перламутра на максималках», в тренде оказались голубые и розовые тени, блёстки, дуохромные оттенки. Моду диктовали такие поп-звёзды, как Бритни Спирс, Гвен Стефани и Дженнифер Лопес.
Пастельные мелки и кисточка — лайфхаки советских модниц
В отличие от помады, пудры, подводки и туши, в СССР тени долгое время находились на задворках косметической промышленности. Их широкое производство было запущено только во второй половине ХХ века на московской фабрике «Рассвет» и предприятиях Всероссийского театрального общества (ВТО) — к тому моменту в Европе и США и палетки, и моно-тени выпускали уже практически всё марки, от дешёвых до дорогих.
Гамма оттенков в СССР была скромной и достаточно странной — зелёный, голубой, синий, серый, фиолетовый, розовый, коричневый и цвет жёлтой охры. Но так как тени считались гримом, то такой цветовой набор никого не удивлял. Но для обычной жизни эти цвета мало подходили. Лишь в 1960-х, когда цветовая гамма расширилась, а в продаже также стали появляться польские и болгарские тени для век, советские женщины стали использовать их активнее. В 1970-х годах они уже стали вполне привычным средством для макияжа.
Самыми популярными (и чаще всего встречающимися в продаже) были голубые и серые оттенки, поэтому ими пользовались все, вне зависимости от цвета волос или глаз. Тени продавались в моно-упаковках или в палетках по два, реже три оттенка. Также в магазинах залёживались нестандартные оттенки вроде желтого — но идей, как использовать их в макияже, практически ни у кого не возникало.

Наталья Селезнёва в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.
Девушки, которым цветовая гамма казалась ограниченной, стали покупать в магазинах товаров для художников наборы пастельных мелков — и использовать их вместо теней. И у пастели, и у советских теней для век был ещё один большой недостаток — они быстро скатывались в складку века. Так как праймеров тогда не существовало, обладательницам жирной кожи приходилось отказываться от теней. Или использовать их исключительно в качестве подводки, нанося их влажной кисточкой, купленной в магазине канцтоваров или всё в том же художественном салоне.
2020-е годы: в моде самовыражение
Сегодня разнообразие трендов настолько велико, что главной проблемой может стать разве что выбор — что больше нравится. А обилие оттенков, разных текстур и эффектов позволяет экспериментировать с тенями до бесконечности. Проблема стойкости тоже давно решена: благодаря хорошей базе они будет держаться на веках с утра до вечера. Подводка цветными тенями тоже в тренде — так что лайфхак с кисточкой может пригодиться.
Фото обложки: Midjourney