Эволюция тонального крема: от грима до невесомой вуали
Сегодня подобрать подходящий тональный крем — не проблема. Однако ещё несколько десятилетий назад о сливающемся с кожей тоне можно было только мечтать. А советским женщинам и вовсе приходилось довольствоваться одним единственным оттенком — и радоваться, что он есть. Вспомним?
Жирный, вызывает прыщи, забивает поры, на дает коже дышать, подчёркивает морщины, превращает лицо в маску… И вообще в дневном макияже он не нужен… Это все о нём — тональном креме. Точнее, тех средствах, которые были доступны большинству наших мам и бабушек.
Первый тональный крем
«Отцом» современных тональных средств считается Максимилиан Факторович. Уроженец входившего в состав Российской империи польского города Лодзь стал известен всему миру под именем Макс Фактор. Он успел поработать помощником гримёра в Большом театре, владел небольшим магазином косметики, парфюмерии и париков в Рязани, «химичил», делая собственную декоративную косметику, был специалистом по косметике (по сути гриму) в императорских театрах.
Ещё до революции, в начале ХХ века Максимилиан эмигрировал с семьёй в США, где сократил свое имя и фамилию на американский манер и открыл небольшой парфюмерно-косметический магазин — вначале в Сент-Луисе в штате Миссури, а затем в Лос-Анджелесе, куда переехал. Вскоре туда стали регулярно наведываться актрисы — их интересовало, как наносить грим, подбирать оттенки косметики и так далее. Макс Фактор охотно давал советы. А заодно выслушивал жалобы на то, как неудобно пользоваться гримом, который он, в том числе, торговал в своём магазинчике.
Именно тогда у предприимчивого поляка, уже давно экспериментировавшего с формулами косметических средств, возникла идея создать более совершенный продукт. Результатом трудов стал появившийся под брендом Max Factor Flexible greasepaint — дословно «гибкий грим», появившийся в 1914 году. Средство выпускалось в небольших тюбиках и, в отличие от традиционного грима, было пластичным и не высыхало после нанесения на кожу. Одним из первых, кто его оценил, стал актёр Чарли Чаплин.

Чарли Чаплин в фильме «Исцеление»
Выбор актрис и женщин лёгкого поведения
В 1918 году Макс Фактор выпустил пудру для лица Color Harmony. Несколько лет спустя свет увидел панхроматический грим, разработанный специально для новой, более чувствительной кинопленки. Дело Максимилиана продолжил его сын Фрэнк, предпочитавший называть себя Максом Фактором-младшим.
В 1938 году он выпустил прессованную крем-пудру Pan-Cake, которую можно было наносить как сухим, так и влажным спонжем — для эффекта лёгкого или более плотного покрытия. Как и другие средства Max Factor, она предназначалась в первую очередь для актрис, однако рекламировалась и как продукт для ежедневного макияжа. В 1947-м вышел Pan-Stik — тон в форме стика, через год появившийся и в широкой продаже. Оба этих средства стали очень популярны в США. Однако европейские женщины достаточно долго придерживались консервативных взглядов, предпочитая привычную пудру. Прошёл не один год, прежде чем тональный крем стал обыденным предметом косметички, а не средством, предназначенным исключительно для актрис и женщин лёгкого поведения.
В 1952 году компания Coty выпустила стойкий тон Instant Beauty. Он считался некомедогенным, так как не содержал талька, бывшего в те годы традиционным ингредиентом тональных средств, долго держался, создавал тонкое покрытие. С формулами тональников начали активно экспериментировать и другие европейские и американские марки.
«Балет» по-советски
Первый советский тональный крем «Балет» появился значительно позже — в 1981 году. До этого времени женщины довольствовались пудрами и театральным гримом, который был жирным и плотным. Конечно, кто-то привозил косметику из-за границы, но массово тональниками никто не пользовался.
Парфюмерно-косметическая фабрика «Свобода» выпускала «Балет» в одном единственном оттенке. Он имел характерную розовинку и совершенно не подходил по тону большинству женщин. Поэтому наносить его приходилось, в том числе, и на шею, а при необходимости — и на область декольте, чтобы не была заметна граница с кожей. Ещё один недостаток «Балета» — он был очень плотным, плыл на жирной коже, подчёркивал морщинки на возрастной и шелушения — на сухой. И часто забивал поры — в его составе был пресловутый тальк.
Впоследствии формула «Балета» изменилась, а цветовая гамма расширилась. Однако появившиеся ближе к концу десятилетия на прилавках магазинов импортные тональники понравились советским девушкам и женщинам намного больше. Как минимум, было проще выбрать подходящий оттенок и текстуру. При этом для многих стало открытием, что тон можно подбирать по типу кожи, и что для жирной и сухой нужны разные средства.
Новый век — новые тренды
В конце ХХ века производители начали заботиться о том, чтобы тональные кремы несли не только декоративную, но и ухаживающую функцию. В состав средств стали включать увлажняющие ингредиенты (глицерин, гиалуроновая кислота), матирующие частицы, уменьшающие жирный блеск, витамины, растительные экстракты и другие антивозрастные компоненты, SPF-фильтры для защиты кожи от солнца, светоотражающие частицы — для более мягкого «фокуса», визуально разглаживающего морщинки, силиконы для выравнивания рельефа кожи и другие ингредиенты.
На смену плотным тональникам пришли продукты с более лёгкими формулами. А в XXI веке с появлением средств, подстраивающихся под оттенок кожи за счет особых пигментов, была окончательно решена проблема того, как подобрать тональник, который незаметен на лице.
Современные тональники могут хорошо маскировать недостатки и при этом быть незаметными на коже, и ухаживать за ней. Последние тренды — максимально лёгкие текстуры, веганские формулы, защита от синего света гаджетов и экологичные упаковки, позволяющие сокращать количество отходов.
Фото: Midjourney