Макияж глаз в СССР: как рисовали стрелки и откуда появилась мода на голубые тени

Вспомним, как менялись тенденции, чьи образы пытались копировать советские женщины и что было в их косметичках. А заодно вместе с визажистом разберемся, какие бьюти-приёмы можно использовать и сегодня, и как адаптировать ретро-тренды, чтобы мейк глаз смотрелся актуально.

На этой странице

Макияж глаз в стиле ретро снова в моде. Многие тренды, которые сегодня кажутся новыми, на самом деле стали популярны ещё в ХХ веке. Среди них — смоки айз, широкие стрелки, ресницы с «кукольным» эффектом, цветные тени. Все эти приёмы были знакомы и советским модницам. Однако далеко не всегда женщины в СССР могли позволить себе выйти на улицу с накрашенными глазами. В первые годы советской власти макияж не просто не поощрялся — он строго порицался. Зато в последние годы существования Союза многие красились на работу или учёбу почти как на вечеринку!

Тренды моды, в том числе в макияже, цикличны. Поэтому, чтобы быть «на стиле», можно вдохновляться ретро-образами. Например сейчас в моду опять возвращаются тонкие брови, популярные в 1930-е, 1940-е и 1980-е, а также голубые и синие тени для век, актуальные в 1960-е и 1980-е.

1910-е: смоки актрис немого кино

Вера Холодная в фильме «Миражи», 1915 г.

В первые послереволюционные годы макияж оказался подзабыт — по вполне объективным причинам: нехватка мыла и другие бытовые трудности казались куда более насущными. Тем не менее именно это десятилетие подарило один из самых ярких образов, который до сих пор вдохновляет визажистов, — угольно-чёрные, растушёванные почти до бровей и резко выделяющиеся на бледной коже смоки айс Веры Холодной. Подобный мейк останется в моде и в первой половине 1920-х. Впрочем, макияж русской звезды немого кино, как и других её коллег, во многом был обусловлен особенностями чёрно-белой кинопленки. Тогда макияж подбирался на основе серого тона индивидуально под каждого актёра. И в реальности смоки Веры Холодной вполне могли быть не серыми или чёрными, как думают многие, а, например, фиолетовыми, зелёными или коричневыми.

Ошибочно считать, что смоки — это именно чёрная растушёвка. Сегодня это в первую очередь подчёркнутые ресницы. Для макияжа век можно использовать тени самых разных оттенков — розовых, фиолетовых, зелёных — какие нравятся. Смоки — это в первую очередь техника. Тени тщательно растушёвываются, создавая на веках эффект естественной тени и лёгкой дымки.

В косметичку:

Ревущие 1920-е по-советски

Юлия Солнцева в фильме «Аэлита», 1924 г.
Юлия Солнцева в фильме «Аэлита», 1924 г.
Ирина Володко в фильме «Поэт и царь», 1927 г

Хотя мейк массовым не становится, в первой половине 1920-х тренд на яркий макияж глаз набирает обороты в кругах творческой богемы и модниц-нэпманш. Лиля Брик просит Владимира Маяковского, отправляющегося в Париж, привезти оттуда карандаши для глаз. В моду входит выраженная жирная чёрная подводка, точнее обводка верхнего и нижнего века. Актрисы немого кино часто специально визуально опускают внешний угол глаза, растушевывая карандаш или тёмные тени вниз и нарочито опускают ниже внешние кончики тонко выщипанных бровей — это придает образу драматичности. А ещё не возбраняется делать одновременно акцент и на глаза, и на губы. Так продолжается недолго — к концу десятилетия в СССР начинается активная кампания по борьбе с излишним «украшательством».

Смоки айз пришли к нам именно из 20-х годов. Тогда в Европе был очень популярен образ барышни с томным взглядом и «синяками» под глазами. Но в СССР этого тренда практически не было. Советские женщины в те годы особо не красились, так как в послереволюционные годы им просто было не до красоты.

В косметичку:

Естественная красота 1930-х

Любовь Орлова в фильме «Весёлые ребята», 1934 г.

В 1930-е на первый план выходит элегантность. Хотя подавляющее большинство советских женщин каждый день косметикой не пользуется, по особым случаям многие вспоминают про тушь для ресниц и подводку для глаз. В моду входят аккуратные стрелки на верхнем веке. Многие рисуют их тушью для ресниц и остро заточенной спичкой — специальных подводок ещё не придумали, а карандаши для глаз не дают такую тонкую линию и, к тому же, быстро стираются.

В косметичку:

1940-е: да здравствует тушь!

Любовь Орлова в фильме «Весна», 1947 г.

В 1947 году ленинградская фабрика «Грим» начала выпускать свою знаменитую тушь-плевалку, или самоплюйку, как её ещё называли. Поначалу новинка была доступна только актрисам и работницам телевидения, появлявшимся в кадре. Но после появления в широкой продаже из категории театрального грима тушь мгновенно стала важным бьюти-атрибутом в косметичках многих девушек и женщин. С её помощью легко было создать ставший столь модным в конце десятилетия эффект пышных кукольных ресниц — достаточно было лишь накрасить их в два-три слоя. Главное было случайно не попасть под дождь или не расплакаться: так как в формулу туши входило мыло, глаза тут же начинало щипать.

Ленинградская» тушь, если ей правильно пользоваться, действительно делает супер-ресницы. С её помощью легко добиться шикарного объёма и эффекта ресниц-«паучьих лапок». Особенно хорошо такие ресницы сочетаются со смоки айз.

В косметичку:

1950-е: ресницы веером

Людмила Касаткина в фильме «Укротительница тигров», 1954 г.

Тренд на пышные ресницы продолжает набирать обороты. Кроме «Ленинградской» туши и стрелок секретным оружием женщин становятся накладные ресницы — купить их можно в магазинах, где продают театральный грим. При этом в целом макияж глаз выглядит достаточно скромно — эпоха ярких теней и широких стрелок на полвека наступит чуть позже.

В 1950-х годах мировым трендом в макияже глаз стали достаточно заметные и широкие стрелки, которые актуальны и сегодня. Вспомните образы Мэрилин Монро, Одри Хепбёрн, Софи Лорен. Лайфхак: если имеется нависающее веко, лучшим вариантом станут смоки айз. Можно вспомнить макияж Бриджит Бардо — смоки отлично скрывают такую особенность строения века.

В косметичку:

1960-е: стрелки решают всё

Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука», 1969 г.

Главный акцент в макияже делается именно на глаза. Одним из главных бьюти-трендов десятилетия стали широкие графичные стрелки. Этот тренд, вошедший в моду на Западе в 1950-х, прижился в СССР несколько позже. И стал массовым. Самые отчаянные модницы сочетали стрелки с голубыми или салатовыми тенями. Последним штрихом, разумеется, становились несколько слоёв «Ленинградской» туши.

В косметичку:

1970-е: голубые тени — хит сезона

Наталья Селезнёва в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», 1974 г.

Женщины всё так же густо красят ресницы, но стрелки становятся тоньше и изящнее. На первый план выходят тени для век. О том, что в макияже глаз можно использовать несколько оттенков, мало кто задумывается. Также как и о том, что тени можно растушёвывать. К тому же кисточек для макияжа тогда не было — в комплекте с тенями шёл аппликатор с поролоновым спонжем на конце. Им можно было набрать тени и нанести их на веко, но растушевать было почти невозможно. Самым популярным становится голубой цвет. Возможно, голубые тени вошли в моду под влиянием кинематографа. Однако скорее всего, это просто был самый часто встречающийся в продаже — как обычных галантереях, так и в магазинах гримировальных принадлежностей — оттенок.

В косметичку:

Вся палитра и бьюти-эксперименты 1980-х

Ингеборга Дапкунайте в фильме «Интердевочка», 1989 г.

Макияж глаз становится более сложным. В магазинах уже можно найти палетки из трёх сочетающихся друг с другом оттенков. Помимо уже привычных серо-голубой и коричневой гамм теней в моду входят зелёные и лилово-розовые оттенки, блёстки и перламутр. Хитом также становятся ярко-синяя и фиолетовая тушь. В журналах «Работница» и «Крестьянка» регулярно публикуют советы: как подобрать оттенок под цвет глаз, как сочетать разные оттенки. Женщинам советуют выделять более тёмным цветом из палетки складку века и внешние углы глаз — для того, чтобы взгляд казался выразительнее. А под бровь наносить самый светлый оттенок — так что многие делают макияж глаз почти что до бровей. В 1987 году в СССР начинают продавать немецкий журнал Burda Moden. Хотя все покупают его из-за выкроек, женщины внимательно изучают и макияж моделей — и пытаются повторить его.

В косметичку:

Многие тренды макияжа из 1980-х сегодня суперактуальны. В моду опять возвращаются тонкие брови или даже их отсутствие, а также растушёвка ярких цветных теней, например зелёных, голубых или синих, до бровей. Этот мировой тренд оставался актуальным и в начале 1990-х, а в России прижился и до начала 2000-х. Такой мейк можно увидеть на героинях советских фильмов «Интердевочка» и «Авария — дочь мента». Так красить глаза ещё очень любила в 1980-х топ-модель Синди Кроуфорд. Кому-то такой макияж сегодня может показаться уродливым, но это действительно тренд — достаточно посмотреть на мейк на подиумах недель моды.

Фото: Shutterstock