История помады: как менялся главный бьюти-аксессуар всех времён

Помада — пожалуй, самый продаваемый и популярный бьюти-продукт среди декоративной косметики. Вместе с экспертом вспоминаем, с чего началась её история, какие революции и войны переживала помадная индустрия, и на какие актуальные тренды обратить внимание сегодня.
Мало найдётся женщин, которые не пользуются губной помадой, пусть даже не цветной, а гигиенической. Оттенять губы более ярким цветом люди стали тысячи лет назад. Тогда это делалось не по соображениям красоты. Такой макияж защищал от злых духов и был свидетельством определённого статуса.
Древние рецепты — оксид железа, насекомые и рыбья чешуя

Кадр из фильма «Клеопатра», 1963 г.
Краски для губ использовали ещё шумеры и древние египтяне, причём как женщины, так и мужчины. У них это было символом статуса. Самой древней из таких красок, найденной археологами в каменном флаконе на территории современного Ирана, — около 5000 лет. В её состав входили растительные масла и воски, а красный оттенок ей придавал измельчённый минерал гематит, оксид железа, известный также как красный железняк.
В роли пигментов выступали также другие измельчённые минералы, и даже насекомые. А чтобы губы переливались — добавлялась перемолотая до состояния пудры рыбья чешуя. Сосуды и коробочки с предметами макияжа клали в гробницы — чтобы знатные люди могли хорошо выглядеть и в загробной жизни.
Древние греки начали добавлять в составы перемолотые цветочные лепестки и высушенные фрукты. В Древнем Риме женщины также придавали оттенок губам с помощью различных красящих настоев на основе тех же цветов.
В средневековой Европе краска для губ, как и макияж в принципе, была предана анафеме — красные губы считались грехом, печатью Сатаны. Однако в Азии и на Востоке таких предрассудков не существовало. Считается, что именно в восточных странах в моду вошли ароматизированные эфирными маслами субстанции, которые начали разливать в маленькие баночки.
Лишь в эпоху Возрождения европейские женщины снова вспомнили о накрашенных губах. А настоящий «помадный бум» случился в Европе в XVI веке. В Англии в период правления Елизаветы I красные губы снова вошли в моду в высшем свете. Сама королева была помешана на красной помаде, считая, что этот цвет отпугивает дьявола и злых духов. Яркий оттенок королевской помады достигался с помощью кармина — пигмента, получаемого из карминовой кислоты, которую вырабатывают самки насекомых из семейства кошенилей. Мода на насыщенный цвет быстро распространилась и на соседние европейские страны.
Во второй половине XVII при дворе французского короля Людовика XVI помадой пользовались и мужчины. Однако уже в конце столетия накрашенные губы снова стали моветоном. По ним безошибочно угадывали женщин лёгкого поведения и дам полусвета.
Секрет обольщения от Сары Бернар
Новую жизнь помаде в конце XIX — начале ХХ века дал кинематограф. Однако в продаже помады, произведённые промышленным способом, начали появляться в Европе уже в конце 1870-х — начале 1880-х. Ещё в 1870 году сын основателя дома Guerlain Пьера-Франсуа-Паскаля Герлена Эме создал свою знаменитую восковую помаду в форме карандаша «Ne m’oubliez pas» («Не забывай меня»). Она была упакована в футляр-тюбик и выдвигалась благодаря кнопочному механизму. Впоследствии в футляр можно было вставить новый стержень. Стоили тогда такие бьюти-аксессуары очень дорого. Поэтому большинство женщин предпочитали более простые варианты с «обёрткой» из вощёной бумаги или шёлка.
Одной из первых ярко красить губы не только на сцене, но и вне её начала актриса Сара Бернар. Она предпочитала тёмно-вишнёвый оттенок. Актриса называла помаду stylo d’Amore, «палочкой любви», быстро оценив, какое впечатление производит на мужчин жест, когда женщина непринужденно достаёт тюбик и изящно красится. Нужно ли говорить, что вскоре эту тактику переняли и другие дамы?
«Красный поцелуй» и помадные войны
В начале ХХ века в моду входит красная помада. Именно этот оттенок предпочитали суфражистки — активистки политического движения за равноправие женщин. В 1915 году американец Морис Леви изобретает металлический тюбик с рычажком, который опускает и поднимает помаду. А а 1923 году в США был запатентован тюбик с выкручивающимся механизмом.
В те годы основу помады составляли растительные и животные жиры, а также воски. Главным их недостатком было то, что они быстро стирались и съедались с губ. В 1927 году французский химик Поль Бодеркру усовершенствовал формулу, создав «Rouge Baiser» («Красный поцелуй») — первую помаду, которая рекламировалась как устойчивая. Однако вскоре её продажи были остановлены — как оказалось, помада была слишком трудносмываема. Лишь в конце 1940-х американская бизнес-вумен, химик, основательница косметической компании Hazel Bishop Хейзел Бишоп создаст более совершенную формулу. Её «No-Smear Lipstick», «Неразмазывающаяся помада», выпускавшаяся в шести оттенках, благодаря удачной рекламе на телевидении мгновенно стала хитом. Впоследствии тренд подхватили Revlon и Coty. Затянувшееся на много лет соперничество трёх компаний, в котором не обошлось без судебных споров по поводу названий продукции, вошло в историю как «помадные войны».
В годы Второй мировой войны красная помада невероятно популярна как в Европе, так и в США, ведь в тяжёлое время женщинам особенно хотелось быть красивыми. А в конце 1940-х было поставлено на поток массовое промышленное производство недорогой продукции, упакованной в пластиковые или металлические тюбики — и помада окончательно заняла главное место в косметичках большинства женщин.
Советское «изобилие»

Любовь Орлова в фильме «Весна», 1947 г.
В СССР помады вошли в широкий обиход в 1920-е, в эпоху НЭПа. Хотя яркий макияж не поощрялся, модницы с удовольствием покупали расфасованные в маленькие баночки, а позже в тюбики, «предметы роскоши». В деревнях был свой рецепт, как придать более яркий оттенок губам — в ход шёл свекольный сок.
В 1930-е с подачи Любови Орловой и других кинозвёзд в моду входит красная гамма. В военные годы советские помады становятся оранжевыми — этот оттенок им придали растительные жиры, которыми из-за дефицита заменили растительные. При этом цветовая гамма долгое время была ограниченной. В то время как на Западе женщины уже в 1950-е могли выбирать из десятков разных тонов, не говоря уже о различных эффектах, советская промышленность ограничивалась десятью, позже девятнадцатью — и так было долгое время. Неудивительно, что с открытием в 1960-х годах магазинов валютной (точнее, чековой) торговли „Берёзка“, где продавались товары из Польши и других стран соцлагеря, импортные помады — особенно перламутровые — мгновенно приобрели огромную популярность.
Также советским женщинам была известна хитрость, с которой вряд ли были знакомы на Западе: как «сварить» себе новую помаду из старых. Для этого из тюбиков спичкой выковыривали остатки, затем их растапливали в какой-нибудь ёмкости на водяной бане — и заливали в баночки из-под блесков для губ или вазелина. Это была не только экономия, но и возможность получить новый, уникальный оттенок. Самые ловкие умудрялись варить даже «тюбики». Оказалось, что диаметр железного флакона от валидола практически совпадает с диаметром помадного стержня. Поэтому во флакон клали сложенную особой петелькой нитку, затем заливали растопленную помаду, давали немного остыть и отправляли в морозилку. Когда растопленная масса окончательно застывала — стержень вытаскивали за нитку и аккуратно вставляли в тюбик.
Помадный феминизм и индекс губной помады
В историю вошли не только помадные войны, но и помадный феминизм. Он возник в начале 1990-х в ответ на вторую волну феминизма, когда все проявления женственности отвергались. Помадные феминистки считали, что женщинам, наоборот, нужно использовать свои гендерные отличия как инструмент самовыражения и борьбы за свои права. Своеобразной иконой этого движения стала певица Мадонна, в те годы очень ярко красившая губы.
А в начале 2000-х экономике появился неожиданный индикатор её состояния — индекс губной помады. Глава корпорации Estée Lauder и сын её основательницы Леонардо выдвинул тезис, что в периоды экономических спадов и нестабильности продажи косметики растут — в отличие от продаж одежды. И хотя экономисты называют эту теорию спорной, профессионалы бьюти-индустрии с ней согласны. Ведь порадовать себя новой помадой проще и дешевле, чем новым платьем!
Фото: Midjourney