Новый учебный год – стресс для всех: как поддержать ребёнка и себя
Наступил сентябрь — снова ранние подъёмы, волнение и учёба! Родителям — опять вести детей в школу, проверять уроки, биться за успеваемость и переживать за оценки. А школьникам — опять и в дождь, и в снег идти в «эту школу», пытаться радовать учителей и родителей.
Но есть и радостные моменты: общение с друзьями, игры, беготня, возможность делиться чем-то интересным. Для родителей — это шанс передать ребёнка в заботливые руки, пока сам занят делами, почувствовать, что ты хороший родитель, ведь помогаешь развиваться, наполняешь знаниями.
Но всё равно — стресс. И всем важно уметь с ним справляться, помогать себе разгружаться и расслабляться.
Границы – наше всё
Первое, что важно разделять: вы — взрослый, а ребёнок — это ребёнок. То есть вы — опора, а он — тот, кто в ней нуждается. А значит, как опоре, вам нужны силы. Поэтому в первую очередь стоит позаботиться о собственном ресурсе, чтобы хватило энергии выдержать всё, что происходит с ребёнком. Например, вовремя отдыхать, заниматься тем, что наполняет, заботиться о своём комфорте, уюте и желаниях.
Ребёнок же нуждается во внимании, помощи и в способности родителя понимать его мир. Там всё по-другому: ещё нет знаний и понимания, как справляться с неудачей, с тем, что не всегда можно получить желаемое, что нравится можно не всем. А чтобы что-то знать или уметь, нужно сначала выучить или попробовать — и иногда не один раз. И что бывает — нет сил или желания. А как с этим быть? Где это найти?
А ещё есть эмоции ребёнка — порой сложные и трудно переносимые. И важно быть для них «контейнером», то есть тем, кто может вместить в себя состояние ребенка, не рассыпаться от него, выдержать и суметь справиться самому и помочь справиться ребенку. И уметь отделять — где моя история и мои чувства всплывают, а где — это жизнь и чувства вашего ребенка в данный момент.
Для этого нужны силы и внутренняя отдельность — умение ощущать свою автономность.
Знания – это сила
Даже в психологическом плане наши знания могут стать опорой — и для себя, и для ребёнка. Вот на что можно опираться в этот непростой период:
- Переходный этап (а сентябрь — это именно он) почти всегда сопровождается временным ухудшением — самочувствия, поведения, эмоционального фона. Мотивация включается не сразу, сопротивление растёт, работоспособность снижается. Помним об этом и не форсируем.
- Сначала — маску на себя, потом на ребёнка.
- Не ребёнок плохой — ему плохо.
- Всё требует времени и ресурсов. Не требовать, а ждать, давать пространство. Это как дерево: чтобы оно выросло и дало плоды, за ним нужно сначала правильно ухаживать.
- Есть мои ожидания, а есть возможности ребёнка. Отталкиваемся от возможностей.
Верить, надеяться, просить
Вместо разочарования, ожиданий и требований — хорошо бы давать и себе, и ребёнку терпение, веру в то, что результат придёт, пусть и не сразу, а со временем. Надежду, что обязательно найдётся способ справиться, поддержать, помочь. Не требовать, а просить и договариваться.
Важно не столько ждать от ребёнка определённого поведения, сколько стараться понять, что с ним происходит. Он не «уже должен знать», потому что «мы это проходили», а просто — пока ещё не смог запомнить или освоить.
И себя важно понимать: нам хочется, чтобы ребёнок был умненький, всё успевал, справлялся, чтобы у него всё получалось. Но это идеальный образ, такой себе «сферический конь в вакууме». Важно отделить этот образ от реального ребёнка, потому что в вашем внимании, присутствии и принятии нуждается именно он — настоящий.
Структура, порядок, дисциплина
Важно самим быть в структуре и создавать её для ребёнка. Например: работа — это работа, дома — семья и бытовые дела. Хотите, чтобы ребёнок что-то делал — делайте это сами. Сказали — будьте последовательны.
Твёрдость, ясность и стабильность — вместо жёсткости, манипуляций и неясных правил.
Делу время, потехе час
Чуть ли не самое главное — не забывать про отдых. Важно находить время беспечности для себя и для ребёнка. Это необходимо. Рука не может вечно держать груз, ведь мышцам нужен отдых. Так же и нам: чтобы были силы справляться, нужно бывать беззаботными — без ответственности, в каком-нибудь удовольствии.
Памятка: советы для детей и родителей для борьбы со стрессом
Для родителя:
- Отдыхать на выходных. По возможности — не брать работу домой и выделять на бытовые дела не больше четверти или трети времени на выходных.
- В течение недели находить моменты для расслабления: выбраться куда-то с друзьями или просто получить удовольствие.
- Следить за своим эмоциональным состоянием и заботиться о нём, не перекладывая напряжение на ребёнка. Забота может быть разной — выразить эмоции (проорать от бессилия, побить подушку от злости, потопать ногами от раздражения, порвать бумагу от несогласия и т. д.), поговорить с другом, сходить к психологу или направить чувства в творчество (написать в дневник, сочинить стих, станцевать и т. п.).
- Придумать несколько интересных, беззаботных занятий для себя и ребёнка — и заранее запланировать их.
- Высыпаться.
Для ребёнка:
- Обязательно выделяйте время на отдых и занятия, которые ему действительно нравятся. Пусть у него будет свободное пространство для собственных дел — даже если это просто лежать и плевать в потолок.
- Не требуйте знаний наперёд. Дайте время разобраться, исправить ошибку, изучить вопрос глубже, попрактиковаться.
- Отдавайте ребёнку самостоятельность там, где он уже может справляться сам: пусть сам решает, когда отдыхает, а когда занимается делами; что надеть, что съесть; когда убраться. Чем меньше у него выбора — тем больше шансов, что он будет выбирать не то, чего вы от него ждёте.
- Позвольте ребёнку проживать свои эмоции в вашей поддержке — злость, усталость, раздражение, нежелание что-то делать. Не нападайте на его состояние. Примите, что он не обязан всё уметь сразу, знать всё с первого раза, ориентироваться во всём. И в каких-то вещах, возможно, не сориентируется вовсе.
- Старайтесь держать баланс между требованиями и освобождением от них. Есть обязательное, есть желательное, есть необязательное. Например: учиться и ходить в школу — обязательно. Учиться хорошо, приносить хорошие оценки — желательно. Всегда всё знать — не обязательно. Обсуждайте это с ребёнком вслух.
Вам не нужно делать идеального ребёнка — вам нужно помочь справиться этому живому, настоящему, реальному. И ребёнка понимать: он ведь ещё только разбирается с этой жизнью — как тут всё устроено, как иметь дело с трудностями. Конечно, он пока не со всем справляется.
Сколько же можно ждать? Столько, сколько нужно. А вам — терпения. И кружку тёплого какао.
Фото: Midjourney