Отказ от натурального меха — так ли это этично, и какие есть альтернативы?

На этой странице

Пещерные люди кутались в шкуры, чтобы согреться. «Но мы же не пещерные люди», — подумали дизайнеры и один за другим принялись отказываться от натурального меха. Так поступили Gucci, Michael Kors и Jimmy Choo, Versace, а теперь и Burberry. Calvin Klein предали мех анафеме в далёком 1994-м — после того, как активисты PETA (организация, которая борется за права животных) устроили в их офисе погром. Ralph Lauren отказались от меха в 2006-м, Vivienne Westwood и Tommy Hilfiger — в 2007-м, Giorgio Armani — в 2016-м, Стелла Маккартни его вообще никогда не использовала. И тенденция продолжает набирать обороты. Мех банят не только отдельные дизайнеры. Лондонская неделя моды только что прошла без него. Пушное фермерство запрещено в Австрии, Англии, Уэльсе, Хорватии и в трёх городах Калифорнии, в том числе и в Лос-Анджелесе. В будущем году запрет там наложат и на реализацию меха. PETA в восторге. Сегодня в индустрии моды актуален вопрос этичного потребления — ради него не убивают.

Сторонники меха — живодёры или просто честные люди?

У натурального меха немало защитников — Карл Лагерфельд, например. Креативный директор Chanel и Fendi напоминает нам, что меховая индустрия — это гигантское количество рабочих мест (свыше миллиона), производство искусственного меха наносит колоссальный ущерб экологии, и вообще — разве честно хулить натуральный мех и при этом налегать на стейки?

«Я понимаю, почему люди не любят натуральный мех. Но пока они не перестали использовать натуральную кожу и есть мясо, не вижу в этом большой проблемы», — говорит дизайнер.

Меховое пальто Fendi

Помимо этики, есть ещё и вопрос экологии.

Искусственный мех — это полиэстер. Его изготавливают из полиэфирных волокон, которые, в свою очередь, получают в результате переработки нефти. Процесс это крайне токсичный. А полученный материал — по сути, тот же пластик. То есть среднестатистическая искусственная шуба из масс-маркета еще на стадии производства сырья отравит атмосферу, а после того, как надоест хозяйке, будет разлагаться на свалке десятилетиями, как пластиковая бутылка. Конечно, то же произойдет с синтетической футболкой или сумкой из ПВХ. Искусственный мех — лишь один из гвоздей в гробу экологии, но как бы окончательно не потерять счет этим гвоздям.

«При выделке натуральных шкур тоже используют химикаты», — парировали бы в PETA. Их действительно используют, и даже ответственные производители.

Что такое «этичный мех», экомех, «мех без меха» и сколько все это стоит (дорого)

Те, кто не готов отказаться от меха, но хотят снизить количество жестокости в мире, интересуются происхождением меха. В мире есть производства, которые разводят пушных животных в хороших условиях и более гуманным способом, и есть специальные организации, которые за этим пристально следят. Пушнина с таких предприятий сертифицируется и продается на авторитетных меховые аукционах. В Дании проходит Kopenhagen Fur, в Финляндии — Finnish Fur Sales и Saga Furs, в Канаде — NAFA, в штатах — American Legend.

Мех со всеми сертификатами дорог — его покупают люксовые бренды. На меховых ярмарках в концертных залах «этичные» меха встретить сложно. Скажем, овечья шуба Bottega Veneta обойдется больше чем в полмиллиона рублей. Лисья Escada — в полтора миллиона. Норковая Fendi — в два и более.

Из относительно бюджетных вариантов — нишевая датская марка верхней одежды Saks Potts, основанная подругами Кэтрин Сакс и Барбарой Поттс.

Saks Potts

Они также выпускают очень симпатичные пальто из овчины. На сайте московского ЦУМа такое можно купить за 105 тысяч рублей. Мех произведён этично — датчанки за этим следят.

Еще одна альтернатива натуральному меху — экомех. Его делают из шерсти овец или альпаки. Животное не убивают, а бережно стригут. Полученную шерсть вычесывают и сажают на текстильную основу. Готовое изделие на вид трудно отличить от натуральной шубы, а овцы целы. Казалось бы, идеальный расклад. Но и тут есть подводные камни. Отсутствие убийства — не гарант гуманности. Вот наглядный пример. Весной дизайнер Вика Газинская, ярая противница натурального меха, в чьих коллекциях исключительно кучерявые экошубы, как знаток дела дала комментарий репортерам НТВ. Но, увидев сюжет, была крайне возмущена — её слова о бережном обращении с животными проиллюстрировали видео, на котором овцу бреют под ноль, срезая вместе с шерстью куски кожи. Фермеры, с которыми сотрудничает Вика, так не поступают — они аккуратно стригут животных в половину длины их шерсти. Но ферма ферме рознь. Сертифицированная шерсть стоит дорого и в масс-маркете вряд ли появится. Шуба Vika Gazinskaya стоит около 200 тысяч рублей.

Пальто Vika Gazinskaya

За искусственным мехом, при производстве которого наносится минимальный вред окружающей среде, нужно обращаться к маркам-вегетарианцам. Их предводительница Стелла Маккартни верит, что роскошь может оставаться роскошью без натуральных кожи и меха. Она придумала fyr-free fur (мех без меха) — искусственную пушнину, которая на вид и на ощупь максимально приближена к натуральной. Стелла использует только eco-friendly материалы и призывает покупателей ни за что не выбрасывать одежду в мусорный бак, носить как можно дольше, а потом сдавать на переработку.

Fur-free шуба Stella McCartney обойдётся примерно в 120 000 рублей, полупальто — в 100 000 рублей (немало, учитывая, что многим людям психологически сложно отдать такую сумму за искусственное).

Stella McCartney, показ осень-зима 2018/19

Еще одна «зелёная» марка — Shrimps британки Ханны Вейланд. «Раньше относительно искусственного меха было много дурных суждений — его считали дешёвым материалом, быстро теряющим товарный вид. Но возросший потребительский спрос на него подтолкнул развитие технологий», — подметила она как-то в беседе с Business Of Fashion. Спрос возрос именно в связи с пропагандой вегетарианского подхода, и теперь искусственный мех может быть, действительно, экологичным. Ханна делает шубы из модакрила. Он тоже не безобиден для экологии — модакрил получают из ацетонового раствора — но куда менее вреден, чем нефтяной полиэстер. Цены на Shrimps ниже, чем на Stella McCartney — в среднем по $900-$1000 за пальто.

Shrimps, осень — зима 2018/19

Что выбрать?

Внешний вид, минимизированный вред природе, и цена — безусловно, весомые аргументы в пользу эко- и искусственного меха. Но как быть с их утилитарностью? Та же Ханна Вейланд обмолвилась в интервью Observer, что любит холод. «Он заставляет меня чувствовать себя живой», — сказала она. Забавная оговорка. Согреет ли искусственная шуба русской зимой?

Какой из этических стратегий придерживаться в этом вопросе, решать вам. Похвально, что мода становится осознаннее, даже путем экономических потерь. Пока однозначного ответа, что лучше, нет. Ясно одно — сэкономить на гуманности не удастся.

Марина РычковаФото обложки: Saks Potts

Теги: