Как появились духи Chanel №5 и что у них общего со стиральным порошком

Он родился в Москве и начал карьеру на фабрике «Ралле», а позже создал главный аромат XX века — Chanel №5. Рассказываем про путь парфюмера Эрнеста Бо, вспоминаем историю его самых знаменитых духов и пытаемся разгадать секрет их успеха. А заодно вместе с экспертом выясняем, что изменилось в формуле аромата и почему современные Chanel №5 пахнут не так, как раньше.

На этой странице

Родился в Москве, умер в Париже. За без малого 80 лет жизни успел создать несколько духов-шедевров и навсегда вписал свое имя в историю парфюмерии. Именно так кратко можно рассказать историю Эрнеста Бо. Он был далеко не первым парфюмером, кто в начале ХХ века экспериментировал с новыми компонентами — альдегидами. Однако именно ему удалось создать первый аромат-бестселлер на их основе.

Эрнест Бо, создав Chanel №5, смог разработать новую структуру аромата, цветочно-альдегидный шипр, задавший тренды на последующие десятилетия.

До Chanel № 5: карьера Эрнеста Бо в России 

До того, как прославиться во Франции, Эрнест Бо успел стать известным в Российской империи. Да и родился знаменитый парфюмер в Москве — в Россию в 1840-х годах эмигрировала его бабушка-француженка. Будущий создатель Chanel №5 в мир парфюмерии попал не случайно. Его старший брат Эдуард был администратором в товариществе «Ралле и Ко», в дореволюционные годы —  главном парфюмерном предприятии в России, снабжавшим духами, одеколонами и мылом императорскую семью.

С 17 лет юноша работал лаборантом на мыловарной фабрике Ралле. Потом на два года уехал во Францию, где служил в армии. А после возвращения в Россию в 1902 году 21-летний Бо под руководством технического директора товарищества (по сути, так называлась должность главного парфюмера) Адольфа Лемерсье стал изучать мир ароматов.

В 1907 году 26-летний Эрнест Бо уже стал старшим парфюмером. Через пять лет он создал мужской одеколон «Букет Наполеона», выпущенный в честь 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года. Ещё через год, к 300-летию династии Романовых — женский аромат «Букет Екатерины», получивший своё название в честь императрицы Екатерины Великой. Именно тогда Бо увлекли эксперименты с новейшими компонентами — альдегидами.

Альдегиды стали одними из первых синтетических соединений в парфюмерии. Они были созданы ещё в 1880-х. В химии это большой класс органических соединений. В парфюмерии под ними как правило имеют ввиду очень маленький подкласс, а именно алифатические альдегиды. Почти треть всех используемых душистых веществ — это альдегиды и их близкие «родственники» — кетоны.

С началом Первой мировой войны Эрнест Бо отправился на военную службу во французский легион. В Россию парфюмер, не принявший революцию, уже не вернулся. В 1919 году он обосновался во Франции, в расположенном неподалеку от Канн местечке Ла Бокка. Там была парфюмерная фабрика, куда перебрались многие его коллеги по национализированной советскими властями компании «Ралле и Ко».

Счастливое число пять

С Габриэль Шанель Эрнест Бо познакомился в 1920 году в Каннах. Талантливого парфюмера и честолюбивого модельера, давно мечтавшую выпустить собственный аромат, познакомил двоюродный брат императора Николая II князь Дмитрий Павлович Романов, с которым у Шанель тогда был роман.

Главным пожеланием Шанель было что-то необычное, новаторское, отличающееся от традиционных цветочных ароматов тех лет. Эрнест Бо разработал для неё несколько вариантов духов. Как он вспоминал в своих мемуарах, первая серия флаконов, которую он представил Шанель, была пронумерована от 1 до 5, вторая — от 20 до 24. Модельер, считавшая пятерку своим счастливым числом, остановилась на нескольких, в том числе на номере пять. Вопрос с названием решён был быстро: модельер была против традиционный вариантов вроде «Таинственной розы» или «Нежного жасмина». №5 — это было что-то новое в мире парфюмерии. Как и флакон максимально простой геометрической формы.

Chanel №5 изначально не планировалось продавать, а маленький образец духов шёл в подарок за покупку одежды в бутике марки. Так Шанель справлялась с конкуренцией с чрезвычайно популярным в то время модельером Полем Пуаре, у которого на момент выхода Chanel №5 уже была внушительная линейка ароматов.

Запах морозной свежести во флаконе

В Chanel №5 образца 1921 года было около 80 ингредиентов. Главными из них стали альдегиды. Бо вспоминал, что работать с ними было очень сложно, так как эти парфюмерные компоненты очень неустойчивы. Однако только с помощью них он мог достичь задуманного. В своем аромате для Шанель Эрнест Бо хотел добиться эффекта морозной свежести. Впоследствии он вспоминал, что этот запах он сохранил в своей памяти со времен военной службы, проходившей на Севере, за Полярным кругом.

Альдегиды ассоциируются с чистотой. Можно сказать, что они пахнут свежепостиранным бельём, мылом, стиральным порошком — в составе отдушек бытовой химии практически всегда присутствуют эти ингредиенты. Тот самый аромат воздуха в альпийских горах — альдегиды, так как по запаху они похожи на озон. Общее для всех альдегидов — это ощущение аромата чистоты, а также воска и пластилина. Причём красота этих парфюмерных ингредиентов видна только, когда они разбавлены —  концентрированные альдегиды имеют запах прогорклого сливочного масла.

Есть версия, что необычная парфюмерная композиция, так понравившаяся Габриэль Шанель, появилась случайно. Дескать, их создатель во время своих многочисленных экспериментов  перепутал пропорции и использовал слишком много альдегидов. Однако большинство историков считает, что это лишь красивая легенда. Эрнест Бо был слишком опытным парфюмером, чтобы что-то перепутать. Кроме того, он сам рассказывал, что разработал не один аромат. Так что из всех образцов Шанель просто выбрал тот, который ей понравился больше всего.

Другие ароматы Эрнеста Бо

Впоследствии Бо создал для Шанель еще несколько ароматов, включая Chanel №22, Cuir de Russie, Le 1940 Bleu de Chanel, Gardenia. Есть версия, что в первых трех духах парфюмер использовал наработки из той самой серии образцов, показанных Габриэль в 1920 году, но не выбранных тогда ей.

В 1924 году Эрнест Бо стал главным парфюмером Perfumes Chanel — и работал им до 1954 года, пока не вышел на пенсию. Также он создал несколько ароматов для демократичной французской марки Bourjois. Самым известным из них стал вышедший в 1928 году Soir de Paris, «Парижский вечер». В нем Бо соединил альдегиды с фиалкой, розой, бергамотом, иланг-илангом, ландышем, жасмином.

Некоторые считают, что этот аромат стал даже более коммерчески успешным, чем Chanel №5. И здесь сыграло роль не только количество проданных флаконов, но и то, что декоративная косметика Bourjois имела отдушку «Парижского вечера». Кроме того, этот парфюм стоил гораздо дешевле Chanel. В США, где он был невероятно популярен, в 1930-х годах маленький 15-миллилитровый флакончик стоил 75 центов, к 1960-м подорожал до доллара. В 1950-х годах Soir de Paris стал известен и в СССР. Аромат выпускался до конца 1960-х, а в начале 1990-х его перевыпустили, изменив формулу. Но в новом исполнении он уже такого успеха не получил — в отличие от Chanel №5, который несмотря на все переформулировки продолжает оставаться парфюмом-бестселлером.

Формула Chanel №5 неоднократно и значительно видоизменялась в соответствии с требованиями IFRA и современными трендами. Так, сивет заменили сиветтоном – основным компонентом сивета, произведенным синтетическим путём. Тинктуру амбры – амброксаном. Мускус кабарги – синтетическими мускусами. Также в современной формуле нет дубового мха и лилиаля, которые тоже попали под запрет IFRA. Однако несмотря на значительную переработку, винтажная конструкция аромата чувствуется. Бросается в глаза большое количество натурального сырья с полей Chanel в городе Грассе. Тут и жасмин самбак, и нероли, и эфирное масло розы, и абсолют туберозы, которые в современные парфюмерные композиции кладут в десятки, а то и в сотни раз меньше, а также абсолют ириса.

Фото: Unsplash