История лака для ногтей: от хны и чернил до стойкого покрытия
Вспоминаем, как женщины начали красить ногти, что общего у лаком для ногтей с автомобильной краской и как решали проблему ограниченной палитры советские модницы. А заодно вместе с экспертом выясняем, что отличает современные покрытия и на какие тренды обратить внимание тем, кто хочет следовать моде.
Сегодня сложно представить, что когда-то лак держался на ногтях день, максимум два. Дольше покрытие не выдерживало. Однако модниц это не останавливало. С древних времен вопрос красоты ногтей интересовал женщин во всех уголках мира.
Лайфхаки из прошлого: хна, лепестки цветков и золотая пудра
В Древнем Египте и странах Востока самым популярным и доступным средством для придания ногтям оттенка была хна. Клеопатра использовала её для окрашивания своих длинных ноготков в терракотовый цвет. Также при дворе фараонов служили специальные люди — «хранители и мастера ногтей».
Во многих странах использовались пасты на основе сырых яиц, масел, пчелиного воска и перемолотых в мельчайшую пыль цветочных лепестков или минералов. Их втирали в ногти, чтобы те приобрели оттенок. Самые богатые люди могли позволить себе золотой и серебряный маникюр — для этого в пасту добавлялись измельчённые в пудру драгметаллы.
От автомобильной краски — к первому лаку для ногтей
Считается, что первое стойкое покрытие для ногтей изобрёл во второй половине 1910-х годов американский химик Нортэм Уоррен. Для этого он использовал автокраску на основе нитроцеллюлозы, и сегодня являющейся основой формулы лаков для ногтей.
В 1920-х годах французская визажистка Мишель Менар, работавшая тогда в компании Charles Revson (впоследствии Revlon) продолжила эксперименты с автоэмалью. Благодаря добавлению пигментов и других ингредиентов покрытие приобрело более выраженный оттенок. И тут же стало невероятно популярным у флэпперов — так в те годы называли эмансипированных молодых девушек. Хитом в США, а затем в Европе стал «лунный маникюр». Лайфхак заключался в том, чтобы накрасить только середину ногтя, оставляя кончик и кутикулу нетронутыми.
В 1932 году компания Revlon, доработав формулу Менар, выпустила первый лак для ногтей. Поначалу он распространялся исключительно в маникюрных салонах, и лишь через несколько лет появился в магазинах, тут же став бестселлером. Популярностью пользовались как натуральные бежево-розовые оттенки, так и красный. Ведь именно его предпочитали голливудские актрисы!

Кадр из фильма «Джентельмены предпочитают блондонок», 1953 г.
Чернила — главная фишка советских маникюрш
В СССР производство лаков для ногтей было запущено в ногу со временем — в 1930-х годах. Цветовая гамма тоже была скромной — прозрачный, несколько оттенков розового и красный. Но в отличие от Европы, и, особенно, США, где быстро возник культ маникюра, в СССР накрашенные ногти превратились в массовый тренд лишь десятилетия спустя.
Долгое время маникюр был привилегией избранных. Лаки были очень нестойкими и держались день, максимум дня. Снимали их ацетоном. Жидкость для снятия лака продавалась в маленьких флакончиках, но гораздо экономичнее было использовать обычный технический ацетон в больших бутылках — благо его имело в хозяйстве большинство мужчин. Цветной маникюр говорил о том, что у женщины есть время на то, чтобы думать о красоте ногтей, и что она не обременена домашней работой — мытьем посуды, и уборкой занимается домработница.
Обычные женщины в те годы могли пользоваться лаком для ногтей всего несколько раз в год по особым случаям, например когда шли в театр или отмечали какой-то праздник. Большинство предпочитало неброские розовые оттенки. Они были самыми ходовыми и в маникюрных кабинетах.
Дефицит из Польши и люкс из Франции

Кадр из фильма «Служебный роман», 1977 г.
В послевоенные годы интерес к маникюру в СССР увеличился. В 1960-х в моду вошли перламутровые лаки. А цветовая гамма расширилась благодаря изобретательности советских маникюрщиц (о такой профессии, как мастер ногтевого сервиса, тогда ещё никто не знал). В лаки добавляли пасту из стержней шариковых ручек. Благодаря красным чернилам появилась палитра малиновых оттенков, капля синих придавала белому перламутровому лаку голубоватый оттенок, а розовому — сиреневый, а стильный серый оттенок можно было сделать, капнув зелёные чернила в розовый лак.
В 1970-х в Советский Союз стали привозить импортную продукцию. Мечтой советских женщин были лаки от Lancome. Но в большинстве случаев удавалось достать немецкие, венгерские или польские, что считалось особой удачей. Особой популярностью пользовались лаки марки Pollena. Они продавались в московском магазине «Ванда», где торговали товарами из Польши, иногда их «выбрасывали» в продажу в обычные универмаги и галантерейные магазины, и женщины быстро сметали дефицит с полок в прямом смысле слова. Покупали себе про запас и на подарки, поэтому продавцам приходилось вводить ограничения. Например, не более трёх или пяти штук в одни руки.
В конце 1980-х в Москве открылись магазины Lancome, Estee Lauder и Christian Dior, где можно было купить уже настоящие люксовые лаки. Главной проблемой была их цена. Потратить 10-15 рублей (средний бюджет семьи на несколько дней) могли немногие. В августе 1991 года — за несколько месяцев до развала СССР — на Тверской открылся бутик Yves Rocher. Однако на фоне низких зарплат, которые к тому же многим задерживали, большинство женщин предпочитало отовариваться на стихийных рынках и барахолках, где торговали недорогой китайской, турецкой и польской одеждой и косметикой.

Кадр из фильма «Интердевочка», 1989 г.
Nail-революция XXI века
В 1990-х в моду вошли необычные оттенки, вроде тёмно-синего, ярко-оранжевого или чёрного. Железный занавес рухнул — и советский дефицит ушёл в прошлое. Экстравагантный маникюр уже никого не удивлял. Главной проблемой оставалась нестойкость покрытия. Даже дорогие лаки высыхали на воздухе за 15-30 минут и держались на ногтях около трёх дней, а на тонких — и того меньше. Проблема маникюра, который можно носить несколько недель, решилась с появлением акрила, а впоследствии — геля.
Хотя акриловое наращивание было изобретено в США ещё в середине ХХ столетия, по-настоящему массовым трендом оно стало в начале XXI-го, когда в моду вошли длинные ногти и nail-дизайн. Ногти стали украшать рисунками ручной работы и декоративными элементами: стразами, сухоцветами и блёстками.
Параллельно развивались гелевые технологии. Первые материалы были не такими крепкими, как акриловые, могли давать мелкие трещины и крошиться. Однако год за годом производители дорабатывали формулы, стали появляться разнообразные цветные краски и гели для наращивания ногтей. Одновременно совершенствовались составы обычных лаков, которые тоже стали более стойкими и безопасными.
Тренды сегодня : втирки, стэмпинг и эффект «кошачьего глаза»
Сегодня разнообразие трендов настолько широко, что выбрать подходящий вариант могут как поклонницы маникюра а-ля натурель, так и любительницы экстравагантного nail-дизайна. А благодаря втиркам и разнообразным верхним покрытиям можно добиться самого разного эффекта, даже используя один и тот же лак или гель-лак.
На что обратить внимание тем, кто хочет быть в тренде?
- Нюдовые оттенки. Нейтральные тона, такие как бежевый, розовый и кремовый, остаются в моде благодаря своей универсальности.
- Яркие акценты. Яркие неоновые и насыщенные светлые оттенки идеально подходят для создания эффектного маникюра.
- Втирки — благодаря использованию мелкодисперсного порошка, который мастер втирает в топ, можно добиться самого разного эффекта. Сатиновая втирка придает ногтям нежное сияние, создавая эффект матовости с лёгким блеском. Она отлично подходит для создания элегантных образов. А металлическая втирка придает ногтям зеркальный блеск.
- Покрытие «кошачий глаз» остаётся хитом за счет своего необычного блеска. Схожего эффекта можно добиться с помощью «магнитных» лаков для ногтей.
- Стемпинг открыл новые возможности для мастеров маникюра, позволил экспериментировать с цветами и фактурами, создавать уникальные комбинации. Это отличный вариант для тех, кто хочет украсить маникюр сложными и красивыми рисунками.
Фото: Midjourney