Что не так с вашей самооценкой: 5 признаков того, что вы склонны к «самоверификации через потребление»

После ноябрьских распродаж мы задумались: почему шопинг до упаду и нелюбовь к себе так часто идут рука об руку? И почему наша самооценка падает одновременно с балансом на карте? Всё это – вещи одного порядка, которые стоило бы пересмотреть.

На этой странице

Не занимайтесь самолечением. Информация носит ознакомительный характер. Необходима консультация специалиста – каждый случай индивидуален, наличие показаний и отсутствие противопоказаний устанавливает врач.

Давайте честно: многие из нас считают дни до 11 ноября, Чёрной пятницы и январских распродаж. Но для кого-то это просто шанс выгодно обновить гардероб и купить подарки. А для кого-то – возможность хоть ненадолго почувствовать себя ценным и значимым. Да, именно так, через расшвыривание денег направо и налево. И вот это уже проблема.

Как связаны покупки и отношение к себе?

Недавнее исследование показало, что 43% женщин, которые небрежно относятся к деньгам (в том числе, не имеют накоплений и финансовой подушки безопасности), в конечном счёте так же плохо относятся к себе.

Впрочем, это замкнутый круг: человек, который себя не любит, тратит ещё больше. Это его стремление добиться лучшей версии себя – через новые вещи и чувство собственной платёжеспособности, пусть даже незначительной и кратковременной.

Связь между отношением к себе и тратой денег давно известна. Вот вам ещё одно исследование, опубликованное в Journal of Consumer Research. Оказывается, люди с низкой самооценкой покупают не только много, но и «плохо». Они гораздо чаще скупают продукцию низкого качества – по сравнению с уверенными в себе людьми.

«Идея о том, что потребители используют продукты, чтобы чувствовать себя хорошо, является основным принципом маркетинга. Однако, в дополнение к мотиву самоутверждения, потребители также стремятся подтвердить свои взгляды на себя, то есть верифицировать себя в своих глазах», – пишут авторы статьи «Я существую – следовательно, я покупаю: низкая самооценка и стремление к самопроверочному потреблению».

«Плохие» вещи отражают то, каким человек себя видит и чего он достоин. Захламлять дом дешёвыми безделушками, выбирать некачественную обувь, которая потребует замены уже в следующем сезоне, и даже забивать холодильник джанкфудом – всё это может сигнализировать о низкой самооценке.

Конечно, пять пар доступной односезонной обуви обойдутся гораздо дороже, чем один качественный комплект. А гора дешёвых сладостей, полуфабрикатов и других ультраобработанных продуктов пробьют в бюджете большую брешь, чем разумный запас здоровой еды. (Прибавьте сюда ещё и возможные траты на гастроэнтеролога!).

Но «самоверификация» посредством покупок – это не об экономии. Ведь она может проявляться и в обратном, то есть в самоутверждении посредством «статусных» вещей и брендов. В любом случае, она – о попытках выразить себя через приобретение того, чего ты якобы стоишь.

Склонны ли вы к самоверификации через потребление?

Проверьте себя. Вот несколько признаков того, что с вашим шопингом не всё гладко:

  • Вы испытываете тревогу, если вам какое-то время не удаётся что-то купить. («Какое-то время» у всех разное: кто-то и полдня не может прожить без того, чтобы не потратить деньги).
  • Покупка успокаивает вас, создавая у вас чувство стабильности и порядка в жизни, а главное – ощущение собственной значимости.
  • Вы боитесь упустить что-то важное и даже потерять (или не получить) некий социальный статус, если вы не купите Вот Это.
  • Вы как будто не чувствуете себя собой, когда у вас заканчиваются деньги. А также когда вы покупаете вещь, которая, как вам кажется, недостойна вас (или вы недостойны её).
  • Радость от покупки довольно быстро проходит и сменяется самоосуждением, которое ещё больше снижает самооценку. Возобновляется желание тратить ради мимолётной «отсрочки».

Так что же со всем этим делать? И как любить себя в горе, и в радости – в данном случае, как при полном, так и при пустом кошельке? Об этом мы спросили психолога Марину Арапиди.

Марина Арапиди
Марина Арапиди
Клинический психолог, практикующий психотерапевт, писательница
Эксперт

Этот способ справиться с тревогой работает до поры, до времени.

«Я существую – следовательно, я покупаю». Это же реализованная мечта маркетолога: внушить тому, кто внушаем, что он ценен тогда, когда заработал достаточно, чтобы потратить больше.

Внушаемы люди, которые испытывают проблемы с самооценкой, которые не уверены в себе, — им важно через отражение в глазах других, через действия социально одобряемые почувствовать свою ценность, удостоенность.

Неконтролируемая трата денег — это распространённый, но, увы, неэффективный способ справиться с тревогой. Однако работает он до поры, до времени: заканчиваются деньги или случается такой стресс, который покупками не заглушить.

Если вы замечаете, что по вечерам вы изучаете содержимое маркетплейсов, если вам страсть как надо что-то купить, и вы несколько раз в неделю посещаете пункты выдачи или встречаете курьеров; если шопинг — это единственный знакомый вам способ порадовать себя, вероятно, есть чувства, с которыми вы не знаете, как обходиться. Возможно, вы их даже не замечаете.

Что делать? Изучать себя и свои чувства, свои потребности и желания, учиться обслуживать фрустрацию (которая в норме случается) через бережное отношение к себе. То есть: если покупки — это ваш способ совладать с тревогой, нужно узнать, как можно действовать иначе, и освоить это новое поведение. Стать Заботливым Родителем для своего Внутреннего Ребёнка, которому вы можете предложить не только туфельки или крем, но и тёплые объятия, душевный разговор и надежную поддержку».

Фото: ИИ (envato labs)